Офис: ООО «МЕД-ИМПОРТ», +7 (495) 741-10-04, info@mdmil.ru

Самый главный элемент пищи. Что нужно знать о белке в питании детей 1 года жизни

Апр 16, 2017| 0 Комментарий

О.А. Маталыгина, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии

На языке специалистов белки называют протеинами, что в переводе с греческого языка означает «первые, важные». Белки являются главной частью «кирпичиков», из которых ребенок строит свой неповторимый организм. Его самые яркие особенности будут переданы с помощью тех же белков следующим поколениям. По сравнению с другими биологическими молекулами белки участвуют в самом большом числе разнообразных процессов. Они составляют материальную основу химической деятельности клеток. Ни одно событие внутри клетки не может произойти без предварительной «работы» высокоспециализированных белков, заложенных в ее мембране. Без белков невозможны никакие формы движения, в том числе и высшая форма движения живой материи – мышление. Входя в состав биологически важных соединений (ферментов, гормонов), белки активируют физиологические процессы, принимают на себя роль транспортного средства, перемещающего различные вещества по всему организму, защищают ребенка от инфекций, поддерживают определенный объем жидкости, могут быть источниками энергии. Без белка нет жизни, поэтому ребенок должен постоянно получать белок извне, с пищей. К сожалению, накопить белки «про запас», чтобы пережить временные перебои с поставками, детский организм не может, как не может их выработать сам из других пищевых веществ, например, — углеводов или жиров.

Молекулы белков представляют собой цепочки, составленные из аминокислот. Для того чтобы использовать пищевые белки для построения своих тканей, ребенку необходимо их предварительно расщепить. Ферменты желудка «разрывают» белковую молекулу на отдельные крупные фрагменты, а ферменты кишечника – на более мелкие аминокислоты. С током крови аминокислоты попадают в печень, а затем распределяются по отдельным тканям организма и участвуют в процессах роста, жизнедеятельности и обновлении тканей. Невостребованные излишки аминокислот распадаются с выделением энергии, часть из них превращается в углеводы и жиры. Для построения собственных белков ребенок нуждается в наборе из 20 аминокислот. Снабжение организма аминокислотами, являющихся исходным материалом для построения тканевых белков – основное назначение пищевого белка. Процессы обновления белков протекают в организме непрерывно. Это не только непрерывный, но и чрезвычайно напряженный процесс. Чтобы представить себе его скорость, приведем пример. В одной клетке крови содержится 350-400 тысяч молекул гемоглобина[1]. Ежеминутно в организме образуется 2 млн. кровяных клеток, а это требует огромного оборота белка. Высокой скоростью обновления отличаются клетки слизистой оболочки кишечника, они полностью сменяются каждые 5-6 дней. В целом же белки человеческого тела в течение жизни обновляются не менее 200 раз.

Сколько пищевого белка нужно ребенку?

Проблема уровня потребления белка не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Если ребенок недополучит белка, то у него замедлится физическое и умственное развитие, ухудшится работа иммунитета, он будет плохо усваивать и переваривать другие питательные вещества, разовьется анемия, в дальнейшем сузятся его репродуктивные возможности. При снижении до некоего критического уровня, наиболее важные органы, прежде всего мозг, начнут питаться белками собственных тканей, черпая их в первую очередь из печени и мышц и разрушая их. А если дать много белка, руководствуясь принципом «для ребенка ничего не жалко»? К сожалению, это ничуть не лучше. Многолетнее изучение обмена белка показало, что его избыток действует на организм, как «биологическая плетка», заставляющая ребенка чрезмерно быстро и напряженно расти. Как правило, такие дети уже через несколько лет формируют ожирение, склонны к диабету, гипертонии и другим тяжелым заболеваниям, которые унесут во взрослую жизнь. Если количество белка окажется выше переваривающей способности ферментов желудочно-кишечного тракта, то его нерасщепленные остатки подвергнутся гниению, а образующиеся при этом токсические вещества будут отравлять ребенка. Печень и почки перестанут справляться с избыточной нагрузкой и значительно ухудшат свою деятельность.

Таким образом, ребенку нужно дать белка не мало и не много, а ровно столько, чтобы он мог надежно поддерживать жизнь и средние (самые выгодные для здоровья ребенка) темпы роста, развития и при этом обеспечивать высокий уровень сопротивляемости организма к действию инфекций, стрессов и других неблагоприятных факторов. Принцип «чем больше – тем лучше» в отношении белка пищи себя не оправдывает.

Какой белок должен получать ребенок первого года жизни?

Самым лучшим пищевым белком мог бы быть такой, который содержит все необходимые ребенку аминокислоты. Но одного этого мало, надо чтобы они находились еще и в определенном соотношении. Белок, который содержал бы все необходимые аминокислоты в оптимальном соотношении и наилучшим образом восполнял потребность организма, назван «идеальным». Он в природе не встречается. Природными белковыми эталонами, наиболее приближенными к этой модели и с которыми сравнивают все пищевые носители белков, являются грудное молоко и яйца.

Белки животного происхождения (яиц, молока, мяса, рыбы) считаются полноценными, потому что самых главных аминокислот в них столько же (или даже больше), чем в теоретическом «идеальном белке». Растительные белки в подавляющем большинстве являются неполноценными, т.к. они содержат некоторые аминокислоты в значительно меньших количествах, чем «идеальный белок». Тем не менее, они играют существенную роль в питании и нужны организму ребенка. Оптимальное диетическое соотношение животных и растительных белков составляет в среднем 55:45. Исключение составляют только дети первых 4–5 месяцев жизни, потребность в белке у которых может быть полностью удовлетворена белками животного (молочного) происхождения.

В повседневной жизни человек использует для своего питания смесь животных и растительных белков. Принято считать, что ее биологическая ценность равняется в среднем 70% по отношению к «идеальному белку».

Какие продукты питания могут обеспечить ребенку оптимальное потребление белка?

Для детей, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании, это, прежде всего – молочные смеси, производимые предприятиями детского питания. Основным сырьем для них является молоко животных. Однако в молоке любого животного – все не для ребенка. Ни один его белок не похож на белок женского молока. Белок молока — это смесь молекул с разным весом, размером и функцией. Их количество и относительное содержание отвечает требованиям развития млекопитающего. Приоритетной задачей ранних этапов развития всех животных является максимально быстрое формирование органов движения, питания и защиты. Выполнение этой задачи обеспечивается общим высоким уровнем белка в молоке самки (у коровы, в среднем 3,2%) и большой концентрацией его особой фракции – казеина (на его долю приходится 79%).

Темпы роста и характер развития маленького ребенка совершенно другие. Главное для ребенка после рождения — интенсивный рост головного мозга и нервной системы в целом. Молоко животного оказывается для этих целей физиологически неадекватным. Специфика человеческого развития обеспечивается особенностями состава женского молока. Относительно низкий уровень его белка (0,8-1,2г/100 мл) предрасполагает к плавному росту, а набор отдельных белковых фракций – к оптимальному качеству развития всех органов и систем. Самые важные белки женского молока находятся в его сыворотке. Их соотношение с казеином на ранних этапах лактации составляет, примерно, 80/20, при возрасте ребенка 4-6 мес. — 60/40, а к концу периода грудного вскармливания — может доходить до 50/50. Сывороточные белки содержат все основные аминокислоты и участвуют во многих физиологических процессах, например, иммунной защите. Они помогают также всасывать другие пищевые вещества, такие, как кальций, железо, цинк, способствуют поддержанию оптимального состава кишечной микрофлоры и прочее.

Принципиальные различия в составе и назначении молока млекопитающих не позволяют использовать для питания ребенка раннего возраста натуральное молоко животных. Специалисты по производству детского питания пытаются изменять его состав таким образом, чтобы максимально приблизить к женскому молоку. «Подгонка» белкового компонента молока животного к грудному молоку представляет собой очень сложный процесс. Он называется адаптацией, а молоко, прошедшее такую обработку – адаптированной смесью. Адаптация касается как количества, так и качества белка. Уровень белка искусственно понижают, примерно, до 1,2-1,9 г в 100 мл готовой смеси. Однако было замечено, что простое уменьшение общего уровня белка приводит к дефициту ряда важных аминокислот и искажению аминокислотных пропорций. Для того чтобы их ликвидировать, в состав смеси стали дополнительно вводить молочную сыворотку. Эта добавка не только увеличивает биологическую ценность смеси, но и облегчает усвоение белка, т.к. сывороточные белки в процессе пищеварения образуют в желудке мелкие нежные хлопья. Для улучшения аминокислотного состава передовые производители дополнительно вводят в смесь свободные аминокислоты, например, таурин. Таурин необходим для правильного формирования центральной нервной системы, особенно недоношенных детей, зрения, он улучшает процесс всасывания и усвоения жиров. Ребенок первых 1,5-2 месяцев жизни не может вырабатывать таурин самостоятельно и берет его из молока матери. В коровьем молоке этой аминокислоты нет, поэтому её искусственно добавляют в смесь в количестве 35-50г на литр. В стремлении имитировать состав грудного молока технологи детского питания не только усовершенствуют способы адаптации, но и обращают внимание на сырьё. Традиционным сырьём является коровье молоко, но в последние годы пристальное внимание обращено на козье молоко, обладающее уникальными питательными свойствами. Углубленное изучение его белков показало, что у них лучший набор аминокислот, они менее аллергенны и могут легче усваиваться ребенком. Высокая оценка качества белка козьего молока в значительной мере связана со значительным содержанием особой белковой фракции (α-лактоальбумина), характерной для грудного молока (её в 6 раз больше, чем молоке коровы). В результате переваривания этого белка образуются пептиды, обладающие антибактериальными и иммуностимулирующими свойствами. Вместе с тем козье молоко может стать базисным продуктом питания для маленьких детей только через создание адаптированных смесей. «Козьи» смеси уже созданы и успешно внедряются в практику питания детей, лишенных грудного молока. Важным этапом совершенствования состава «козьи» смесей стало производство продуктов, раздельно предназначенных для питания детей первого, второго полугодия жизни и после года (MD мил КОЗОЧКА 1, 2, 3). Их состав постоянно совершенствуется. В новой линейке (MD мил SP КОЗОЧКА 1, MD мил SP КОЗОЧКА 2, MD мил SPКОЗОЧКА 3) произошли существенные положительные изменения. Прежде всего, они касаются соотношения сывороточных белков и казеина. Следуя за изменением этого соотношения в грудном молоке по мере увеличения срока лактации, в смесях, предназначенных для детей первого полугодия жизни, преобладают сывороточные белки, а в смесях для второго полугодия казеиновая и сывороточная фракции сравниваются. Эти положительные изменения получены в результате дополнительного введения деминерализованной сыворотки козьего молока.

Одним из важнейших назначений пищевого белка является поставка в организм азота – фундаментального элемента жизни. Помогают ему в этом небелковые азотосодержащие вещества – нуклеотиды. Выступая единым фронтом с белками, они поддерживают интенсивные процессы роста, развития, восстановления тканей, способствуют более быстрому созреванию мозга и органа зрения, иммунной системы ребенка и непосредственно участвуют в иммунном ответе. Подтверждено их благотворное влияние на развитие желудочно-кишечного тракта и поддержание нормального микробного состава кишечника. Они настолько важны для маленького ребенка, что молочные железы матери синтезируют дополнительное их количество, которое поступает в грудное молоко. Чем меньше ребенок, тем выше концентрация нуклеотидов в молоке.

Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, получает в составе материнского молока около 13 нуклеотидов. Наибольшей биологической активностью обладают 5 нуклеотидов: аденозин-монофосфат (АМP), цитидинмонофосфат (CMP), гуанозин-монофосфат (GМP), инозин-монофосфат (IМP) и уридин-монофосфат (UМP). В молоке животных нуклеотиды есть, но они количественно и качественно отличаются от нуклеотидов грудного молока и в организме ребенка не проявляют адекватную биологическую активность. Огромное физиологическое значение нуклеотидов для развивающегося организма, послужило основанием для введения их в смеси для детского питания.

В первых поколениях смесей «козьего профиля» (MD мил КОЗОЧКА 1, 2, 3) введены четыре главных нуклеотида (АМP, GМP, IМP, UМP). В последних разработках (MD мил SP КОЗОЧКА 1 и MD мил SP КОЗОЧКА 2) их содержание увеличено содержание АМP, GМP, IМP, UМP и добавлен CМP.

Высокое качество белка и связанных с ним других пищевых веществ является одним из главных условий создания продуктов питания для детей 1 года жизни. Производители постоянно пытаются приблизить их состав его к грудному молоку. Все происходящие усовершенствования отражаются в декларации состава продукта. Она адресована потребителю и присутствует на упаковке. Родители должны её читать, оценивать и запоминать наиболее передовых производителей. Современные родители, заботящиеся о здоровье своих детей, должны быть грамотными в вопросах питания.


[1] белок, содержащийся в эритроцитах и переносящий кислород и углекислый газ